RU | EN

Государственный камерный хор Республики Татарстан

facebook Вконтакте Твиттер Инстаграм YouTube

E-umma.ru: Мунаджаты в 3-D формате

11 ноября 2011

Пресса

16 ноября в Большом концертном зале им. С. Сайдашева вниманию казанцев и гостей города будет представлен уникальный проект «Священные песни нашей земли».

По словам художественного руководителя камерного хора РТ Таминдаровой Миляуши Амировны, проект предполагает реальное звучание национальной идеи толерантности и взаимопроникновения культур в музыкальной традиции. Идея профессионального хорового исполнения мунаджатов уникальна. Аналогичных проектов в мире нет. Автор проекта считает, что хор воплощает идею соборности, свойственную всем религиям мира, и ислама в том числе.

— Как передавался Коран? Из уст в уста. Как его преподают в медресе? Читают хором. Из уст в уста. Вспомним наших бабаев, которые в дни праздников хором славят Всевышнего. Понятно, что хор, поющий священные песни, это не только церковные песнопения, как, возможно, кто-то может подумать. Я хочу, чтобы в этом концерте была предана идея соборности и толерантности.

Эта идея, в принципе, лежит на поверхности. Но почему-то некоторые люди отворачиваются от нее, тем самым принося вред своей религии, и после этого возникают такие стереотипы, как исламский терроризм, что лично мне, как мусульманке, претит. Мне обидно за религию моих предков — достойных людей, которые занимались мирными делами и позиционировали себя, мусульман, мирными и добродетельными людьми.

— Миляуша Амировна, а по-Вашему, что разделяет людей?

— Когда я перевожу мунаджаты — у меня мороз по коже идет. Одна только строчка: «Как удивителен этот мир!» Вспомните песню Луи Армстронга «Удивителен этот мир!» В православных церквях поют: «Дивны дела твои, Господи!» Мы говорим одно и то же. Не может быть между людьми разделения, если у них благие намерения и они благочестивы. А сегодняшний крен на разделение указывает на невежество. Люди должны чувствовать, где подлинная вера, а где «пугалки». Невежество, это когда веришь непонятным брошюркам, где написано, что главные враги мусульман — это англичане и евреи. XXI век! Рассказав об этом ректору РИУ Рафику Мухаметшину, услышала от него следующее: «Главные враги человека — это его пороки». И мне стало легче оттого, что адекватных и образованных людей среди мусульман много. Мне очень хочется, чтобы на этот концерт пришли люди. Может быть, кто-то избавится от какого-нибудь своего порока посредством музыки. Там точно не будет ничего пошлого и ничего греховного.

— Какие идеи, помимо соборности, должен транслировать этот концерт?

— Этим концертом мне хочется транслировать нашу национальную идею и толерантность. Мы больше говорим. Почему гениален проект «Возрождение»? Потому что это конкретные дела. Толерантность — это просто слово, а как выразить его в деле? Наш проект — это и есть продукт толерантности. Где еще вы услышите мунаджаты в исполнении профессионального хора на таком высоком уровне? Я чувствую, что это моя миссия.

Общество чувствует себя виноватым за те 70 лет безверия, а чувство вины порождает крайности. Кто-то даже откупается от Бога, не желая почувствовать свое предназначение, свою миссию перед Ним.

— На какое восприятие слушателя Вы рассчитываете?

— Концепция моего концерта — поиск звука в формате 3-D. Мы привыкли воспринимать все через глаза, а у нас должно заработать воображение в формате 3-D, а это звук, рассеянный на всю Вселенную. Этот концерт будет явно не для зрителя. Я занимаюсь расстановкой хора, ищу космический объем звука. Вероятно, в какой-то высшей точке и смыкаются все наши религии. Я ищу эту точку, эти объединяющие звуки Вселенной. Как будет передаваться этот звук, каким его услышат? Диалог со слушателем возможен напрямую, а еще есть вариант диалога через Высшую силу. Я выбрала именно этот тип взаимоотношения со слушателями. Поэтому и пытаюсь найти этот 3-D звук. Мы формируем в залах БКЗ акустику Ватикана, Мекки и мечети Аль-Акса. Поэтому я использую электронику не для того, чтобы добиться громкости, а для того, чтобы звук вышел за пределы зала.

Когда наш хор поехал на пасхальный фестиваль, мы осмелились петь там мунаджаты. Зал аплодировал стоя. Накануне я разговаривала с очень строгой высокообразованной православной женщиной, и я ее с большим сомнением пригласила на этот концерт. Но когда она вся в слезах после того, как хор спел «Ходай каршында без сынайлы» («Мы отвечаем перед Всевышним»), бросилась ко мне на грудь со словами: «Сокрально!», я поняла, что это действительно сакральные песни, которые взывают к нашей архипамяти, общей для всех людей. Когда вы услышите наши звуки — вы взлетите.

— Этот проект принесет какие-то прибыли?

— Проект ждет успех, так как у нас святые помыслы. Но не думаю, что принесет доходы. Моя бы воля — я бы все подобные концерты сделала благотворительными. Классическую музыку нельзя ставить в рыночные отношения. Это большая ошибка. Социолог Бурдье вывел законы культурного поля. Он сказал, что как только рыночные отношения включаешь в сферу культурного пространства, про искусство можно забыть. Такие проекты, как «Священные песни», не дадут заработка. Я надеюсь на готовящийся закон о культуре. Нужно освободиться от налогов собственного прагматизма. Слава нашему президенту, который понимает, что нужно дотировать наши культурные проекты. Ведь на святынях не заработаешь.

Беседовала Гузель Максютова
Информационно-аналитический портал «УММА», 11 ноября

Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.

© 2008–2018 Государственный камерный хор Республики Татарстан. Все права защищены. v.27
Authorization