RU | EN

Государственный камерный хор Республики Татарстан

facebook Вконтакте Твиттер Инстаграм YouTube

Easterfestival.ru: Итоги Десятого Московского Пасхального фестиваля

11 мая 2011

Пресса

Десятый Московский Пасхальный фестиваль за 16 дней проведения охватил 5 столиц России, Казахстана, Литвы, Белоруссии, Украины и 37 городов России и Казахстана (Алматы). В его рамках состоялось 122 концерта симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ, а участниками стали около 2000 исполнителей из России, Греции, Украины, Белоруссии, Литвы, Абхазии, Венгрии, Сербии, Франции, Германии, США и Финляндии.

Торжественное закрытие Десятого Московского Пасхального фестиваля состоится сегодня в Московском международном Доме музыки, где в 20:00 в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева прозвучат Пятая Симфония С.Прокофьева и Первый фортепианный концерт Б.Бартока (солист — выдающийся финский пианист Олли Мустонен).

Фестиваль ежегодно проходит при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и с Благословения Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Художественный руководитель Фестиваля — маэстро Валерий Гергиев.

Основами Фестиваля являются образовательная, просветительская и благотворительная миссии. Мощная благотворительная составляющая Юбилейного Фестиваля была нацелена на социально незащищенные слои населения, учащихся, ветеранов ВОВ, музыкальную общественность, была поддержана традиционными выступлениями перед преподавателями и студентами МГУ, дневными концертами для учащихся и преподавателей музыкальных заведений, инвалидов и ветеранов в Челябинске, Екатеринбурге, Омске и Алматы, а также ежегодным общедоступным концертом для москвичей и гостей столицы на Поклонной горе в День Великой Победы 9 мая, который ежегодно слушают порядка 300.000 человек. При поддержке друзей и партнеров Фестиваля и Благотворительного фонда «Фонд Валерия Гергиева» были выкуплены и переданы в социальные учреждения порядка 35 — 40% билетов на симфонические и хоровые концерты. Оставшаяся часть билетов была реализована в том числе через кассы залов в которых проходили выступления, с целью сделать их доступными для широкой общественности. Наряду с этим, до 50% билетов на концерты Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева в регионах России распространялось на безвозмездной основе среди ветеранов, студентов, молодежи, музыкальной общественности и социально-незащищенных слоев населения. Так, например, в Челябинске, были установлены дополнительные ряды для студентов и учащихся музыкальных заведений прямо на сцене, за оркестром. В рамках хоровой программы состоялось около 20 благотворительных концертов. Хоровые коллективы также выступали в детских домах, интернатах, домах инвалидов, ветеранов и других социальных учреждениях. Звонильная программа была целиком общедоступна.

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

В рамках Десятого Московского Пасхального фестиваля состоялись 25 выступлений Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева в 5 странах (Россия, Казахстан, Литва, Республика Беларусь, Украина).

Так, музыканты представили 7 концертов в Москве (24 и 25 апреля, 4 и 9 мая), где звучали Концерт для фортепиано с оркестром № 3 С.Прокофьева (солист — народный артист России Денис Мацуев), Кантата «Александр Невский» при участии блистательного меццо-сопрано Ольги Бородиной, концертное исполнение «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти с участием французского сопрано Натали Дессей и мастера игры на стеклянной гармонике Саши Реккерта, «Реквием» Дж. Верди с участием Ольги Бородиной и Ильдара Абдразакова — посвящение пострадавшим от цунами и землетрясения в Японии, $ 100.000 c которого были перечислены в пользу «Красного Креста» Японии на расчетный счет «Сбербанка России». Благотворительный концерт почтил своим присутствием Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Также состоялись традиционные благотворительные концерты для студентов и преподавателей МГУ и для москвичей, гостей столицы и ветеранов ВОВ на Поклонной горе; концерты в Саратове (26 апреля) и Оренбурге (27 апреля) при участии виртуозного пианиста Олли Мустонена; два концерта в Челябинске (28 апреля), где в Третьем фортепианном концерте С.Прокофьева солировал Денис Мацуев; концертное исполнение «Троянцев» Г. Берлиоза в Екатеринбурге при участии хора и солистов оперы Мариинского театра Екатерины Поповой, Оксаны Шиловой, Екатерины Семенчук, Златы Булычевой, Елены Витман, Сергея Семишкура, Станислава Леонтьева, Юрия Алексеева, Владислава Сулимского, Александра Никитина, Тимура Абдикеева, Николая Каменского, Юрия Воробьева — первое исполнение этой масштабной оперы за пределами Москвы и Санкт-Петербурга (29 апреля); два концерта в Омске, где прозвучала мировая премьера произведения «Траурная музыка» Ф.Кругликова, посвященная жертвам трагедии в Японии (30 апреля); концерт в Астане (1 мая) и два концерта в Алматы (2 мая); концерт в Уфе с участием басов Аскара и Ильдара Абдразаковых и меццо-сопрано Екатерины Семенчук (3 мая); концерты в Липецке и Воронеже (5 мая); концерты в Киеве (6 мая), Вильнюсе (7 мая) и Минске (8 мая); концерт в Смоленске (8 мая).

Кроме того, 26 апреля на сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского в память жертв Чернобыльской трагедии состоялся сольный концерт одного из самых харизматичных басов современности Михаила Петренко, а 1, 2 и 3 мая — сольные концерты лауреатов XVI
Международного конкурса пианистов им. Ф.Шопена Даниила Трифонова (III премия), Евгения Божанова (IV премия) и Юлианны Авдеевой (I премия).

Все концерты прошли в переполненных залах.

В Саратове на пресс-конференции перед концертом в Саратовском театре оперы и балета маэстро Гергиев подчеркнул: «Лучшие образцы классического искусства сегодня сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, и это несправедливо. Недавно в своем интервью Денис Мацуев сказал, что провинция изголодалась по настоящему искусству, и я с ним согласен».

В Оренбурге Валерий Гергиев отметил важность выступлений в российских городах: «Я сам из Владикавказа и хотя, большую часть жизни провёл в столицах и часто бываю в США, с большим уважением отношусь к жителям областей и краёв нашей страны. Здесь зритель другой, он в большей степени нуждается в таких вот встречах. Кстати, в вашей филармонии, где нам предстоит сейчас выступать, хороший зал, отличная акустика! Возможно, мы ещё не раз выступим здесь».

В Челябинске на пресс-конференции перед первым концертом, который прошел в Концертном зале им. С. С. Прокофьева маэстро Гергиев рассказал: «В вашей филармонии мне приходилось бывать, правда, очень давно, лет 30 назад. Мне было года 23, я приезжал в Челябинск со Свердловским оркестром, играли концерт в парке. А в зале филармонии я занимался, готовил к конкурсу Пятую симфонию Прокофьева, и мне тогда казалось, что здесь акустика хорошая. Во второй приезд, лет пять назад, мы выступали в театре, там своя специфика. Как правило, для концертов театры не приспособлены, театральная акустика рассчитана на то, что оркестр находится в оркестровой яме, а голос должен перелетать через нее в зал. Однако ощущения остались неплохие». Маэстро также отметил: «У вас ситуация не является трагической, как, например, в Иркутске, где просто необходимо построить новый зал, и я надеюсь, он там появится. Сейчас дело сдвинулось с мертвой точки, какие-то театры отреставрировали, как, например, в Самаре и Перми, кое-где построили новые — в Белгороде. Однако проблемы остаются. К большому сожалению, при строительных работах очень мало внимания уделяют акустическим характеристикам, а исправлять подобные недостатки очень и очень сложно. Слышал, у вас планируют строить новый концертный зал, это замечательно, учитывая тот факт, что Челябинск — крупный центр, миллионник».

В Екатеринбурге на сцене Свердловской филармонии солисты и оркестр Мариинского театра совместно с филармоническим хором исполнили концертный вариант пятичасовой оперы Гектора Берлиоза «Троянцы». Это музыкальное событие подарили не только публике, заполнившей зал филармонии, но и слушателям таких свердловских городов и поселков как Новая Ляля и Верхняя Салда, Тугулым и Кушва, Байкалово и Серов: концерт транслировался в режиме on-line на десяти площадках «Виртуального концертного зала Свердловской филармонии». С Екатеринбургом маэстро связывают особые отношения: «Здесь сделаны первые шаги в моей дирижерской карьере». Зрители подарили ему старую программку концерта в ЦПКиО Свердловска, где в июне 1976 года Валерий Гергиев дирижировал «Половецкими плясками».

Кроме того, на пресс-конференции Государственный академический Мариинский театр и Свердловская государственная академическая филармония заключили соглашение о творческом сотрудничестве в области осуществления совместных проектов и концертной деятельности, в области развития информационных технологий и в области медиавещания.

В Омске сразу два концерта прошли на сцене обновленного концертного зала Омской филармонии, который недавно открылся после масштабной реконструкции. «Россия получила хороший концертный зал в одной из столиц Сибири. Для меня это очень радостно. Я не скрываю, что нас, конечно, беспокоит состояние симфонических оркестров и театров. В огромном количестве регионов России есть проблемы, вопросы. И когда таким образом — энергично и быстро — решается проблема нехватки концертных залов в крупном российском регионе, крупном культурном центре, каковым является Омск, мне кажется, что это добрая весть. Это великий день для Омска и для всех нас — российских музыкантов», — уверен Валерий Гергиев. В обновленном зале в обоих концертах прозвучала мировая премьера — «Траурную музыку» Феликс Кругликов посвятил как отклик на трагические события в Японии. «Умение услышать чужую боль необходимо донести до каждого», — уверен Маэстро Гергиев. «Гергиев много играет современной музыки и много играет российской современной музыки. Для меня это огромная честь, что он исполнил мое произведение со своим оркестром. Очень волнительно», — признался композитор.

В Астане в центральном концертном зале «Казахстан» президент страны Нурсултан Назарбаев, присутствовавший на концерте, присвоил маэстро Гергиеву почетное звание «Заслуженный деятель Республики Казахстан». Президент также выразил благодарность Валерию Гергиеву за большой вклад в укрепление культурного сотрудничества Казахстана и России и пригласил маэстро на открытие нового театра оперы и балета в Астане. Стоит отметить, что это первое публичное выступление Назарбаева после его инаугурации. Впервые в новейшей истории Республики Казахстан звание «Заслуженный деятель Республики Казахстан» было вручено за пределами резиденции президента.

В Алматы, помимо запланированного вечернего концерта в Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая, прошел концерт для студентов и преподавателей Казахской национальной консерватории имени Курмангазы в котором также приняли участие Студенческий симфонический оркестр консерватории под управлением Каната Омарова и ректор консерватории Жания Аубакирова (фортепиано). После чего на сцене маэстро Гергиеву в присутствии министра культуры Казахстана были вручены диплом и мантия почетного профессора Казахской национальной консерватории им. Курмангазы.

В Уфе Валерий Гергиев отметил отсутствие в городе достойных концертных залов: «Я едва увидел этот Дворец — сразу понял, что это типичный Дворец советских времен, которых по России всемирное множество, но нет хороших концертных залов». Также маэстро выразил уверенность, что уфимцы к следующему Фестивалю обзаведутся новой концертной площадкой. А Ильдар Абдразаков признался, что с нетерпением ждёт момента, когда его пригласят выступить в Башкирском оперном театре, где он начинал карьеру — при встрече с новым директором театра он намерен обговорить эти планы.

В Липецке на пресс-конференции, предварявшей концерт, маэстро Гергиев затронул тему необходимости городу хорошего концертного зала: «Перед каждым фестивалем мы берем карту России и внимательно ее изучаем, ища места, где мы еще не были. Стараемся добраться до самых дальних уголков. Не так давно мы выступали в Беломорске Мурманской области. Там живет всего несколько тысяч, но как здорово нас принимали! Мне очень приятно впервые выступать в вашем городе, вы для нас один из важнейших регионов. Ваш город и область хорошо известны в России и за ее пределами. Было бы здорово использовать ваш богатый потенциал в интересах культуры. Концертные залы — это ведь как храмы для прихожан. Если в вашем городе появится современный зал с хорошей акустикой, я готов приехать с концертом еще раз». А после собравшего аншлаг концерта публику на сцену с букетом цветов поздравить маэстро с блестящим выступлением поднялся глава области Олег Королев. «Обещаю, что в самое короткое время в Липецке будет построен современный концертный зал, и мы надеемся увидеть с концертом вас снова. Хочется искренне поблагодарить вас за служение идеалам добра в наше непростое время. Вы явление поистине планетарного масштаба», — заявил глава области.

В Воронеже тема строительства новых залов была продолжена. «Я не исключаю, что каждый разговор с главой региона может принести хорошие плоды. Например, сегодня днем я еще был в Липецке и там с их губернатором мы поговорили о ситуации в липецком регионе. Сошлись на том, что там будет построена музыкальная школа, или хороший концертный зал, или небольшой музыкальный театр. И тогда я буду считать, что мы добиваемся двойного или даже тройного успеха!», — сказал на пресс-конференции маэстро Гергиев. «Новый концертный зал нам, конечно, нужен, — поддержал беседу Алексей Гордеев. — Хотя в первую очередь у нас по плану реконструкция Мариинской гимназии и реконструкция театра оперы и балета. Но современный концертный зал все-таки нужен». Алексей Гордеев также поблагодарил маэстро за то, что он снова включил Воронеж в тур Московского Пасхального фестиваля. «Искренние слова благодарности Валерию Гергиеву за то, что на карте Пасхального фестиваля появилась такая остановка как Воронеж. Здесь очень любят классическую музыку, сегодняшний концерт — настоящий праздник для всех ценителей искусства», — отметил Алексей Гордеев.

В Киеве концерт состоялся на сцене Национальной оперы Украины им. Т. Г. Шевченко. Ранее в одном из интервью Валерий Гергиев рассказал: «Да, мы часто играем „с колес“, преодолеваем огромные расстояния в 10–12 тысяч километров поездом за 8–9 дней. Это огромный труд, нужна предельная мобилизованность, физическое состояние, которое часто оставляет желать лучшего. Но мне кажется, такова судьба театра-просветителя. Кроме того, мы считаем себя обязанными давать огромное количество благотворительных концертов».

«Вильнюс стал лишь одним из городов в рамках нынешнего Фестиваля. И там, как, впрочем, и везде, нас принимали очень хорошо», — отметил маэстро Гергиев на пресс-конеренции перед началом концерта в столице Литвы. «Такой Фестиваль приковывает к себе международное внимание. В том числе внимание и в нашей стране. И то, что в этом году Десятый Фестиваль будет с гигантской географией, мне кажется, это огромное подвижничество», — сказал Родион Щедрин, чье произведение — «Литовская сага» — исполнялось на концерте.

Свое первое выступление в Минске Валерий Гергиев помнит очень хорошо: «Минск позволил почувствовать себя профессиональным дирижером. После этого я еще несколько раз выступал здесь. Но последний раз это было очень давно, году в 82-м…» В этот приезд Симфонический оркестр Мариинского театра исполнил Пятую симфонию Малера. Несмотря на раннее время концерта — 12:00 — зал был полон, само исполнение заняло чуть больше часа, и еще 20 минут не смолкали овации. «Надеюсь, мы еще приедем в Минск», — сказал маэстро. — «Ваша публика заслуживает того, чтобы провести с ней 3–4 дня и представить, к примеру, всего Стравинского или Прокофьева, показать те сочинения, которые не так часто исполняются».

«Смоленск — город с огромной историей, и мы с большим удовольствием будем выступать на родине вашего знаменитого земляка Михаила Ивановича Глинки — основателя русской оперы. Мариинский театр начинал свою историю с великих глинковских творений — „Жизнь за царя“ и „Руслан и Людмила“. Это начало начал для нас», — отметил на пресс-конференции перед концертом в Смоленске Валерий Гергиев. Встреча со смоленскими любителями классической музыки стала одним из завершающих этапов турне. «Я хочу, чтобы Смоленск был городом классической музыки и, надеюсь, что в том числе, и с нашей помощью Смоленск станет одной из музыкальных столиц России. У вас славные традиции и потрясающие артисты», — добавил маэстро.

ХОРОВАЯ ПРОГРАММА

Торжественное открытие Хоровой программы состоялось 25 апреля в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, где Симфонический оркестр и хор Мариинского театра, а также Государственный камерный хор Республики Татарстан под управлением маэстро Валерия Гергиева исполнили поэму «Колокола» С. В. Рахманинова.

Программа в этом году традиционно охватила храмы и концертные залы Москвы и 20 городов России, в числе которых Александров, Иваново, Ростов Великий, Тверь, Электросталь, Коломна, Пущино, Звенигород, Дмитров, Зарайск, Красногорск, Серпухов, Суздаль, Егорьевск, Кострома, Сергиев Посад, Ярославль, Владимир, Тула, Муром.

В этом году в программе приняли участие 16 хоров из России, а также коллективы Украины, Республики Беларусь, Абхазии, Греции, Венгрии, Сербии, Литвы, а именно: Хор Мариинского театра (Санкт-Петербург), Мужской хор «Оптина пустынь» (Санкт-Петербург), Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Москва), Ансамбль духовной музыки «Благовест» (Москва), Ансамбль «Русская рапсодия» (Москва), Государственная концертно-театральная капелла Москвы, Камерный хор «Распев» (Владимир), Государственный академический русский хор им. В.Свешникова (Москва), Московская хоровая капелла мальчиков, Праздничный мужской хор Новоспасского монастыря, Академический большой хор Российского Государственного музыкального телерадиоцентра (Москва), Киевский женский хор (Украина), Государственная мужская академическая хоровая капелла им. Л.Ревуцкого (Киев, Украина), Камерный хор Гродненской капеллы (Гродно, Республика Беларусь), Камерный хор «Гармония» (Тольятти), Государственный камерный хор Республики Татарстан (Казань), Ансамбль народной духовной музыки «Светилен» (Иваново), Государственный академический Северный русский народный хор (Архангельск), Хор «Бревис» (Литва), Государственная хоровая капелла Абхазии (Сухум), Муниципальный византийский хор «Ираклион» (Греция, Крит), Молодежный хор «Кантемус» (Венгрия), Камерный хор «Алания» (Владикавказ), Мужской хор «Серафим» (Сербия).

Всего в рамках хоровой программы Десятого Фестиваля состоялось 59 концертов.

При поддержке Московского Пасхального фестиваля и Благотворительного фонда «Церковь и культура», состоялся Детский Пасхальный праздник. Кроме того, под эгидой Фестиваля вот уже второй год проводился «Детский Пасхальный фестиваль» в Коломенском.

КАМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Солисты и выпускники Академии молодых певцов Мариинского театра с большим успехом выступили в Москве, Пущино, Мурманске, Нарьян-Маре и Кисловодске.

В концертах приняли участие Ольга Пудова, Анна Маркарова, Андрей Серов, Виктор Коротич, Ирина Шишкова, Анна Кикнадзе. Концертмейстеры — Художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинского театра, народная артистка России Лариса Гергиева и дипломант международных конкурсов Анатолий Кузнецов.

В программах концертов звучали русские романсы и оперные шедевры западноевропейских композиторов.

Традиционно в рамках программы прошла серия мастер-классов для учащихся региональных музыкальных заведений, а также мастер-класс Ларисы Гергиевой на Факультете искусств в МГУ.

ЗВОНИЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Программа охватила 25 храмов и соборов Москвы, а именно: Храм Христа Спасителя, Храм священномученика Антипы Пергамского на Колымажном дворе, Богоявленский кафедральный собор (собор Богоявления в Елохове), Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, Храм Флора и Лавра на Зацепе, Храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах, Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском Парке, Храм святителя Николая в Толмачах, Храм Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке, Марфо—Мариинская Обитель милосердия, Храм прп. Феодора Студита у Никитских Ворот, Храм Вознесения Господня у Никитских Ворот («Большое Вознесение»), Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, Храм прп. Марона Пустынника в Старых Панех, Храм мученика Иоанна Воина на Якиманке, Храм Троицы Живоначальной в Останкине, Храм Иоанна Лествичника в Кремле (колокольня «Иван Великий»), Собор Казанской иконы Божией матери на Красной площади, Храм святителя Николая Чудотворца «Красный звон», Храм Василия Блаженного (Покровский собор), Храм вмч. Георгия, Храм святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех, Иоанно-Предтеченский женский монастырь, Новодевичий женский монастырь.

Всего в рамках звонильной программы Десятого Фестиваля состоялось 29 звонов.

Москвичи и гости столицы услышали звоны в исполнении 35 лучших звонарей из разных городов России, а именно из Архангельска, Каргополя, Великого Новгорода, Санкт-Петербурга, Вологды, Ярославля, Рыбинска, Ростова Великого, Екатеринбурга, Омска, Тюмени, Анапы, а также из Республики Беларусь, Украины, Литвы и Германии.

Фестиваль также подарил столице ставшие уже традиционными вереницы звонов: Замоскворецкие колокола (30 апреля) и Колокола Зарядья (6 мая). А 9 мая в Москве зазвучал завершающий «Большой Пасхальный звон», при участии всех звонниц программы Десятого Московского Пасхального фестиваля.

Пресс-служба Московского Пасхального фестиваля

Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.

© 2008–2017 Государственный камерный хор Республики Татарстан. Все права защищены. v.27
Authorization