RU | EN

Государственный камерный хор Республики Татарстан

facebook Вконтакте Твиттер Инстаграм YouTube

«Эхо Москвы — Казань»: Я готова организовать свою «Битву Хоров»!

5 ноября 2012

интервью

Программа «Культурный разговор» : Миляуша Таминдарова, художественный руководитель Государственного Камерного хора республики, заслуженный деятель искусств.

Ольга Шиновникова: Добрый день, в эфире радио «Эхо Москвы в Казани» программа «Культурный разговор». У микрофона её ведущая Ольга Шиновникова, и сегодня у нас в гостях Миляуша Амировна Таминдарова, художественный руководитель Государственного камерного хора республики, заслуженный деятель искусств. Здравствуйте

Миляуша Таминдарова: Добрый день

Ольга Шиновникова: Хочется, конечно, поговорить о многом — и о творчестве, и о закулисье творческой жизни. В начале программы не могу обойти последние страсти, которые разгорелись вокруг вашей коллеги Лилии Чугуновой, народной артистки республики, первой леди казанского джаза, на днях её уволили из БКЗ, громкий скандал. Что вы думаете по этому поводу, поддерживаете ли вы ее?

Миляуша Таминдарова: Из Филармонии, наверное — она солистка филармонии. Ну вообще я так полагаю, что руководителям от искусства, к которым я причисляю и себя, наверное, очень трудно, но надо отделаться от какого-то такого эгоизма, который позволяет чувствовать своих артистов некоторыми вассалами, которые тебе принадлежат. Очень обидно, когда человек, развиваясь, вдруг уезжает в Москву, переходит в какие-то проекты, коллективы — это всегда больно, потому что ты за время своей работы сливаешься с человеком. Но я все-таки думаю, что мы, все руководители, должны себя чувствовать в первую очередь педагогами, даже таких взрослых народных артистов. Руководителями художественными в полном смысле этого слова. И не огорчаться, когда они делают попытки как-то реализоваться где-то. Я целиком на стороне людей, которые склонны развиваться. Не скрою, и у меня в хоре многие отпрашивались и ни одного человека я всё-таки не останавливала, мы тут можем только увещевать и взывать к их разуму.

Ольга Шиновникова: Небольшой комментарий — Лилия Чугунова была куратором нашей казанской команды в шоу «Битва хоров»

Миляуша Таминдарова: И это вполне понятно, потому что самодеятельность, как вот они заявили, самодеятельность, не может быть — там без профессионалов обойтись невозможно. Там и ко мне обращались за помощью, потому что должен быть лидер и корифей, к которому люди из самодеятельности, не знающие нот, должны хоть какой-то… Не скрою, сам проект меня страшно разочаровал, в первую очередь, потому что он дискредитировал идею хорового искусства. Это не имеет к хору никакого отношения, хор это унисон, это вокальный вектор, которому люди обучаются. Вот так вот за неделю сляпать, и конечно никакого живого звука, позвольте мне не поверить, не было — это всё прописанные бэки, это слышно каждому профессионалу, поэтому к хору это не имеет отношения. Но Лилия Чугунова не виновата, что он в таком жестком американском формате был реализован, и конечно не было у этих ребят, очень, кстати, казанские ребята способные, очень поющие, но просто у них в этом жестком форматировании, обезличенности, не было шанса проявиться. Я лично возмущена — как члены жюри, которые там голосовали — очень жаль, что не было членов жюри, которые бы профессиональный анализ давали тому, что там творится. Очень жаль, что самого оценочного критерия не было. Чем отличался хор из СПб от хора из Казани или Новосибирска в мастерстве хорового искусства? У меня такое ощущение, что профессионалы прописали бэки. Пели они все одним звуком, так не бывает, потому что у каждого хора как отпечатки пальцев, свой звук, своя эстетика. Жаль, что это был жёсткий формат, который не дал возможности нашим ребятам национальное свое показать, какую-то особенность свою. Меня конечно проект разочаровал, очень. Мне скучно, я первые два посмотрела, потом переключилась

Ольга Шиновникова: Мы понимаем, что задача шоу — интерес зрителей, и всё-таки как вы считаете, интерес к хору, хоровому пению подрастающего поколения возрастает? Такие проекты его повышают?

Миляуша Таминдарова: Да. Я как эстет очень во многом возражаю против хора Турецкого. Но я снимаю перед ним шляпу — он хотя бы озвучил и сделал популярным слово «хор». У нас, знаете, обидно — я очень хочу переломить эту тенденцию. И пусть меня хоть убьют мои друзья-профессионалы, но я обязательно буду идти в сторону просто популяризации нашего жанра, чтобы потом, собираясь на конференциях, мои коллеги, профессора консерватории, говорили «Ах, жанр хора умер». Знаете, я не хочу на это смотреть, я хочу выручать свой жанр, за него биться — свою битву хоров осуществлять.

Ольга Шиновникова: Хором ведь можно сказать очень многое — чего нельзя сказать одним голосом. О чем говорит сейчас хор?

Миляуша Таминдарова: Хор — уникальный инструмент! Никто недопонимает, недооценивает. Возьмем такое понятие как толерантность — мы 150 раз говорим «Мы толерантны, мы межконфессиональны, мы дружим, итд итд». Назовите мне хоть один инструмент — человеческий голос, кларнет, саксофон, орган, симфонический оркестр, который мог бы выразить эту межконфессиональность. Вот у нас в конкретной точке Земли, Татарстан. Кроме хора, я вам скажу, никто- не потому, что мой хор особенный, просто мы эту идею проповедуем. Вы понимаете, здесь слово и текст. Текст и слово могут выразить поющие. Католическая, православная культурная основа — обязательно хоровая. Исламская — вот Ислам как выразить, кстати, стереотип, с которым берусь поспорить — что в Исламе не хватает. А как же читают Коран нараспев? Другое дело, что со сцены Коран петь нельзя, но суфийские напевы и мунаджаты — мы имеем право эту гуманистическую, демократическую идею донести. Это может только хор

Ольга Шиновникова: Предлагаю сделать небольшую музыкальную паузу — включить в исполнении хора. Что будем слушать?

Миляуша Таминдарова: Послушаем православное — Чесноков, «Да исправится молитва моя»

<звучит хор>

Ольга Шиновникова: Да, мы послушали запись, конечно, наслаждается сердце этой записью. Расскажите о том, что планируется совсем скоро — первый концерт.

Миляуша Таминдарова: Мы в этом году набрались смелости запустить абонемент — это 4 самостоятельных проекта, а мы идём по пути такого создания, в общем-то, спектаклей. Оперный театр два спектакля в год создаёт, понимаете? Мы не отягощаем, конечно, его костюмами, декорациями, итд- но всё-таки это поэзия, всегда шедевры мировой поэзии. Это речь, это тексты, совершенно разнонаправленные жанры. Открываем интересным проектом «Музыка и медицина. Болящий дух врачуют песнопения».

Ольга Шиновникова: Духовное развитие у вас очень развито, извините за тавтологию, в репертуаре.

Миляуша Таминдарова: Здесь не только дух, но и тело — удивительным образом вокальное искусство, вокально-хоровое искусство, врачует тело — и мы берёмся на наших концертах это доказать. Сила духа — не только в духовных песнопениях. Конечно, без веры, без духовного развития человек не может развиться, мы абсолютно в этом убеждены. Но вот мы такие контрастные жанры предлагаем, как например с главным гастроэнтерологом РТ Володей Муравьёвым, известным бардом, будем петь с хором. Мы привлекли и делаем замечательный номер, от которого меня слёзы душат, со слабослышащими ребятами из интерната — пластический театр в сопровождении хора. Будут гости — солисты Мариинского театра Николай Путилин, которого все помнят, знают, ждут, любим и мы — берёмся доказать, что действительно любой дух, мало того, мы перед запуском концерта в БКЗ 13го числа хотим сделать концерт в онкологическом центре, поддержать их силу духа.

Ольга Шиновникова: Для такого хора ведь нужна площадка достаточно большая — нет проблем с этим?

Миляуша Таминдарова: Вы знаете, у нас с площадками очень серьёзная проблема — акустическая. Я ещё все время рвусь доказать, что акустика — сейчас большие программы по восстановлению памятников архитектуры — ведь акустика тоже погибает, вымирает, мы ее, к сожалению, теряем. Умираю хочу на вокзале петь, не зовут только — хочу на вокзале спеть, флешмоб какой-нибудь сделать дтч привлечь к грандиозной акустике нашего вокзала. Обязательно сделаю, вас приглашу информационными спонсорами на это шоу.

Ольга Шиновникова: Вы принесли сегодня подарки — давайте объявим наш конкурс

Миляуша Таминдарова: Да, я принесла пригласительные на самые лучшие места в БКЗ, и вопрос такой — скажите пожалуйста, какая профессия по определению является самой долгожительской профессией в музыке? Подскажу, она объединяет как физические нагрузки, так интеллектуальные.

Ольга Шиновникова: Давайте попробуем. 511-99-11, телефон прямого эфира. Алло, здравствуйте

Слушатель: Здравствуйте, Айдар зовут. Я думаю, это врач.

Миляуша Таминдарова: Это музыкальная профессия. Какая из музыкальных профессий является долгожительской?

Ольга Шиновникова: Увы и ах — вопрос неправильный, есть ещё один вопрос, отклик сегодня большой.

Слушатель: Здравствуйте. Я хочу ответить на вопрос — это дирижёр

Миляуша Таминдарова: Ух, молодец

Ольга Шиновникова: Представьтесь, как вас зовут

Слушатель: Римма.

Ольга Шиновникова: Как давно вы слушали государственный камерный хор?

Слушатель: Ой, давно.

Миляуша Таминдарова: Мы вас очень ждём на вашем концерте. Билеты в кассе. Фамилия ваша?

Слушатель: Богданова.

Миляуша Таминдарова: Приходите исцелять и дух, и тело, и нашу жизнь

Ольга Шиновникова: Интересная идея — соединить музыку и медицину. Кому пришла идея, вам?

Миляуша Таминдарова: У меня такая замечательная команда вокруг меня, каких-то идейных единомышленников — это очень известный человек Гузель Хайбуллина, бывший директор оперы в оперном театре, очень образованный человек, который какое-то поэтическое ухо имеет. Вот мы многие проекты делаем вместе с Гузель Хайбуллиной, Ладой Лабзиной. Игорь Нестеров, это виджей — вообще мы стремимся к хору в формате 3Д — и видео, и в сторону электронных эффектов, поэтому мы сотрудничаем тесно и с диджеем Артом, и с Игорем Нестеровым.

Ольга Шиновникова: Значит ли это, что хор становится всё ближе к народу, меняется?

Миляуша Таминдарова: Иначе он действительно погибнет. Никому фрачный академический вариант хора не нужен — кроме специалистов-хоровиков. Есть другой путь — можно друг другу петь и радоваться этому

Ольга Шиновникова: 511-99-11, телефон прямого эфира. Алло, здравствуйте

Слушатель: Здравствуйте, вас беспокоит постоянный слушатель хора Миляуши Амировны. Хочу сказать, не удивляюсь, что опять новый проект делает Миляуша Амировна, потому что все её проекты похожи друг на друга, но помогают понять друг друга и весь спектр человеческой жизни они охватывают. Хочу сказать, что я её поклонник и желаю ей дальнейших успехов.

Миляуша Таминдарова: Ой спасибо, голос какой-то до боли знакомый, наверное, после передачи узнаю его.

Ольга Шиновникова: Спасибо вам за это мнение. Какие проблемы есть сегодня у хора? Ведь не все так безоблачно?

Миляуша Таминдарова: Проблемы, конечно, есть. Проблема того, что я себя в последнее время чувствую себя перевалочным пунктом, чтобы дети, чему-то научившись, уезжали в ведущие коллективы Перми, ведущие коллективы. Проблемы банальные, финансирование, что уж там говорить — на зп в 8000 сейчас больших шедевров, какой-то жертвенности требовать не приходится — а наша профессия требует жертвенности, понимаете? Пахота это зверская просто. Не хотелось бы мне ныть, конечно «дайте денег, дайте денег» — всё равно ситуация повернётся, потому что без нашего жанра никогда ни одна идеология не будет сформирована, ни одна национальная идея. Нас обязательно поймут и в нас будут нуждаться, потому что хор — это страшная сила. Это красиво, это правда, это мощно и всегда благородно. Хор не может нести безнравственную идею. Артист, солист — вот вам пример, «Пусси райот», вышли, что-то прогорланили — это страшная сила, которая может увести человека в другую сторону. Хор это всегда благородно. Даже битва хоров — всё равно это чистота, красота — всё равно люди стремились к чему-то. Просто нет шансов у нас быть безнравственными.

Ольга Шиновникова: Но ведь наверняка бывает такое, что человек, попадая в хор, со временем хочет начать сольную карьеру?

Миляуша Таминдарова: Обязательно. У нас полон хор — я так радуюсь, встречаю своих мальчишек, девчонок, которые вышли из хора — вы знаете, я просто сказала им — дуй, собирай чемоданы и в Москву. И сейчас они в Центре Вишневского, в Геликоне, в Новой опере, в Театре Станиславского, в Перми — полхора, пять человек уехали только в прошлом году, потому что там потрясающие условия. Как я могу — «ой, уволю, ой, убью»? Всё равно ищут, где лучше. Я радуюсь, что эти ребята, которые получили какую-то базу вокальную в нашем хоре, едут, они востребованы, они нужны, они вспоминают с благодарностью наш хор и понимают, что все-таки они школу получили

Ольга Шиновникова: А насколько сложно попасть в ваш хор?

Миляуша Таминдарова: Знаете, несложно совсем — если у тебя есть слух, есть момент жертвенности ради дела — пожалуйста, приходите. В моем хоре поют кларнетисты, балалаечники, домбристы — и делают успехи, меняют профессию, становятся хоровиками, переходят на другие факультеты, и студенты, и Институт культуры — все время ругают его, что слабая подготовка итд- ну, конечно, подготовка там академическая, сольфеджийная, оставляет желать лучшего. Но вы знаете, какие они талантливые? Они свободные, они так развиваются здорово, я очень рада за них

Ольга Шиновникова: Ну если уж стоматологи являются заслуженными артистами РТ…

Миляуша Таминдарова: [смеется] Нет, заслуженный врач. Но ни один заслуженный врач так не играет на рояле. Вообще, если мониторить, врачей, тяготеющих к искусству, наверное, больше всего. Очень много играющих, танцующих, поющих итд врачей

Ольга Шиновникова: На прошлой программе мы спрашивали, каким вы видите нового директора. Но время поменялось, сегодня новый директор, как настроение в хоре, в БКЗ?

Миляуша Таминдарова: У нас покой — это так отрадно. Мне кажется, наш новый директор, Инга Николаевна, она замечательная, очень здравомыслящая женщина, которая, я надеюсь, уважает артиста — я не надеюсь, а вижу, что она уважает артиста и в силу своих возможностей всячески нам помогает. Ничего плохого не могу сказать.

Ольга Шиновникова: Благодарю за участие в программе, приглашаем всех слушателей 16 ноября

Миляуша Таминдарова: в 18.00 врачевать песнопением.

Ольга Шиновникова: До скорой встречи.

echo.fm16.ru

Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.

© 2008–2018 Государственный камерный хор Республики Татарстан. Все права защищены. v.27
Authorization