RU | EN

Государственный камерный хор Республики Татарстан

facebook Вконтакте Твиттер Инстаграм YouTube

History-kazan.ru: Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя…

28 февраля 2014

Пресса

В последний день зимы в Государственном Большом концертном зале имени С. Сайдашева состоялся удивительно теплый концерт Государственного камерного хора Татарстана под управлением заслуженного деятеля искусств РТ Миляуши Таминдаровой.


Среди зрителей была наш корреспондент Любовь Агеева.


После хорошего концерта всегда в ушах звучит музыка. Так было и на этот раз. Причем спорили между собой музыкальные цитаты двух прозвучавших в концерте песен: «Как молоды мы были…» и «Как прекрасен этот мир». Они обе просились в заголовок этой рецензии, и память никак не могла решить: какую предпочесть? Пока не сложилось главное впечатление от концерта — это было такое прекрасное путешествие в мир, который прекрасен, поскольку это был мир твоей молодости. Это было время, когда я пела в хоре песенку «Пусть всегда будет солнце», когда влюбленный в меня юноша ставил на проигрывать пластинку с «Ноктюрном», когда содрогнулось сердце, впервые услышав песню про День Победы…

Каждый из слушателей, которые пришли на этот концерт, мог бы сказать нечто подобное про себя. Потому что песни, которые были включены в программу «С любовью из страны Советов», для нас, людей старшего поколения, не просто музыка и даже не прекрасные слова поэтов, но прежде всего конкретные воспоминания, у каждого свои.


И мне было удивительно приятно, что молодые девушки, сидящие рядом со мной, вполне разделяли мой восторг от концерта. Конечно, концерт нравился им прежде всего как действо здесь и сейчас, и не восхититься хором, его руководителем Миляушой Таминдаровой, другими исполнителями, участвующими в концерте, они не могли. На сцене были то все артисты хора, то женская часть хора, то мужская.

Как было написано в анонсных заметках, музыкальные послания из нашей прошлой жизни, когда страна называлась СОВЕТСКИЙ СОЮЗ, а музыка — советской, вызывают ностальгию и одновременно заряжают оптимизмом и положительной энергией. Этого так порой недостает в нашей непростой современной жизни.


В преддверии концерта Миляуша Таминдарова, выступая в эфире казанской студии радио «Эхо Москвы» обратилась к слушателям с просьбой делать заявки на конкретные песни. Не знаю, воспользовался ли кто-то такой возможностью, но хор, как мне кажется, и без того удовлетворил все возможные пожелания, напомнив нам практически все советские хиты (воспользуюсь этим современным словом). Некоторые песни звучали в полном объеме. Фрагменты 50 популярных песен советской эпохи вошли в единое сочинение, названное «50 песен о главном» в аранжировке композитора Елены Мерзляковой. Первой частью этой удивительной композиции завершилось первое отделение, а второй началось второе отделение.

Прозвучали песни композиторов Аркадия Островского, Дмитрия Шостаковича, Александры Пахмутовой, Бориса Мокроусова, Арно Бабаджаняна, Исаака Дунаевского, Давида Тухманова, Дмитрия Покрасса, Александра Зацепина, Кирилла Молчанова, Раймондса Паулса, Ильи Френкеля, Оскара Фельцмана, Марка Фрадкина и других композиторов.


В СССР фамилии этих композиторов знала вся страна, а авторов текстов песен тогда редко называли поэтами-песенниками. Многие из них были просто поэтами, причем поэтами признанными — Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Лев Ошанин, Расул Гамзатов, Михаил Матусовский, Василий Лебедев-Кумач, Михаил Танич, Леонид Дербенев, Николай Добронравов…


Много перечислила фамилий, в журналистике это не принято. Но так хочется назвать авторов песен, которые знаешь и любишь.


Фрагменты песен нанизывались на единую нить, и получилось удивительное ожерелье, в котором было всё: от «Интернационала» и «Варшавянки» до «Подмосковных вечеров» и «Арлекино». Это была своеобразная песенная история нашей страны, напомнившая известные события: революционный энтузиазм начала прошлого века, горечь поражений и надежду победы времен Великой Отечественной войны, первые космические полеты, московскую Олимпиаду 1980 года…


Когда женская группа хора исполняла еще одно песенное попурри — «Женские страдания», Миляуша Таминдаровна пригласила слушателей подпевать, эмоционально дирижируя залом. Не сразу, но зал откликнулся, и диктофон сохранил звучание этого большого хора, конечно, не такого стройного, как на сцене, но столь же теплого и искреннего…


Я поймала себя на мысли, что знаю слова почти всех песен. В связи с этим подумалось: как жаль, что песенный жанр в наше время скукожился до редких телевизионных передач и семейных праздников. Редко какое современное сочинение можно исполнить вот так, сводным слушательским хором.

Концерт Государственного камерного хора Татарстана получился удивительно цельным и по настроению, и по художественному впечатлению. Все здесь было важно: прекрасный конферанс Светланы Захаровой, приехавшей из Москвы специально для этого концерта (она умеет найти нужные слова, чтобы зацепить каждого в зале), сочетание высококлассного хорового пения с инструментальной музыкой в не менее высококлассном исполнении (аккордеонист Алмаз Ахметзянов, трубач Роман Мударисов и пианист Андрей Руденко были, что называется, в том же репертуаре). Музыканты выступали как соло, так и вместе с хором. Все трое — исполнители известные, и в этой аудитории они тоже выступали проводниками в прошлое. Так, Андрей Руденко представил оригинальную импровизацию, в которой зал не сразу узнал знакомую песню «Москва майская» — «Утро красит нежным светом…».


В программу органично вошли татарская песня московского композитора Саяра Хабибуллина «Искал тебя, любимая», бессмертное творение Себастьяна де Ирадье «Голубка», созданное 205 лет назад, песня «Звездочка моя ясная» из репертуара первой советской рок-группы «Цветы» Стаса Намина.


А начался концерт вообще со щемящей нотки: на сцену вышел смешанный хор двух детских музыкальных школ — № 9 и № 15, и на глазах многих растроганных слушателей навернулись слезы… Дети исполнили две песни: «Пусть всегда будет солнце» и «Летите голуби».

У Миляуши Таминдаровой, как часто случается на концертах Государственного камерного хора, было две роли. Она была дирижером и солисткой. В ее исполнении прозвучал «Ноктюрн» А. Бабаджаняна и знаменитый хит Эдит Пиаф с русским текстом. Впрочем, вместе со своими артистами она пропевала практически каждый номер. Светлана Захарова верно назвала Миляушу Амировну «главным нервом концерта».


Программа под названием «С любовью из страны Советов» стала второй по счёту в абонементном цикле хора «Новый возраст классики». Ранее в этом цикле в исполнении хора Миляуши Таминдаровой прозвучала программа «Высокое искусство в высоком разрешении», соединившая музыку и изобразительное искусство. 18 апреля поклонников этого удивительного коллектива ожидает заключительная программа абонемента — «Песни равноденствия», в которой прозвучит песенный фольклор в различных его проявлениях.

Миляуша Таминдарова

Миляуша Таминдарова любит мыслить проектами. Для нее важно не только что-то показать публике, но и оставить в душе людей определенный след. Она не скрывает, что мечтает о том времени, когда в Казани запоют все. Так что без нее наверняка не обойдутся в большом музыкальном проекте «Поющая Казань», о котором сообщили недавно. В День Победы — 9 Мая — на площади перед стадионом «Казань-арена» планируется организовать хоровой флешмоб, в котором примут участие детские, студенческие, взрослые и ветеранские хоры города, а также все желающие казанцы. В качестве основного репертуара сводного хора выбраны песни военных лет. На большом экране «Казань-арены» будут транслироваться слова песен: «Смуглянка», «Катюша», «Темная ночь» и другие. Чтобы люди знали слова, тексты песен будут размещены в социальной сети «ВКонтакте» vk.com. Мэрия Казани пригласила всех жителей и гостей города присоединиться к проекту «Поющая Казань».


28 февраля публика в зале была самая разнообразная, но среди массы незнакомых людей я увидела знакомые лица. И среди них — преподаватели Казанской консерватории, которые много лет своей жизни отдали хоровому пению: Алевтина Владимировна Булдакова, Валерий Петрович Леванов. Эта традиция — не только учить студентов, но и руководить самодеятельными хорами — была заложена еще Семеном Абрамовичем Казачковым, заведующим кафедрой хорового пения.

Это были годы, когда Казань была поющим городом. И это несмотря на то, что для татарской музыки хоровое пение не характерно. Мало того, татарские композиторы сочиняли музыку для хора. Достаточно вспомнить Шамиля Шарифуллина.


Но Российское хоровое общество в новой России умерло не только в Казани, но и по всей стране. И вот сегодня оно возрождается. Первый мощный аккорд прозвучал на церемонии закрытия сочинской зимней Олимпиады, когда пел детский хор на тысячу голосов под управлением Валерия Гергиева.


Наш город не может остаться в стороне, и проект «Поющая Казань» — тоже шаг в этом направлении. Вот что сказал мне Валерий Леванов, профессор консерватории:

— Это хорошо, что у стадиона «Казань-арена» соберутся любители хорового пения со всего города. Но чтобы хоровое пение звучало в Казани не только по большим праздникам, нужно возвращаться к цельной системе эстетического воспитания, начиная со школы.

Валерия Петровича помнят сотни мальчиков и девочек, которые пели в хоре Дворца пионеров имени А. Алиша, и сотни студентов Казанского государственного университета, выпускников 1966–2004 годов.


Программу «С любовью из страны Советов» Валерий Петрович Леванов назвал «уникальной». Ему понравилась идея сделать такие концерты традиционными. Тогда, быть может, наши дети и внуки лучше будут понимать, почему мы так любим возвращаться в своих воспоминаниях в те годы, когда мы были «молодые и чушь прекрасную несли». Это тоже слова из популярной советской песни, которую написал Сергей Никитин на слова Юноны Мориц.

— Здесь сегодня была душа целой эпохи, — сказал Валерий Петрович о концерте. — И когда слушаешь эти песни, понимаешь: «Красота бессмертна!»

Любовь Агеева

Фото автора
http://history-kazan.ru

Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.

© 2008–2018 Государственный камерный хор Республики Татарстан. Все права защищены. v.27
Authorization