RU | EN

Государственный камерный хор Республики Татарстан

facebook Вконтакте Твиттер Инстаграм YouTube

«НАШ ДОМ — ТАТАРСТАН»: Музыка со всей планеты

2 ноября 2010

интервью

Музыка со всей планеты звучит на концертах Государственного камерного хора Татарстана

Концерты Государственного камерного хора Татарстана всегда и праздник, и сюрприз — музыка всей планеты звучит со сцены. Казанские зрители слушают, замерев, классику, духовную музыку разных конфессий, народные и советские песни. Залу нравится все! Зал резонирует! Эксклюзивное интервью для журнала «Наш дом Татарстан» — с руководителем хора, заслуженным деятелем искусств РТ, доцентом Казанской государственной консерватории Миляушой Таминдаровой.

— Миляуша Амировна, с какого возраста поете?

— Мне было три года. Моя тетя, солистка Казанского оперного театра Рашида Таминдарова, морщила нос, когда я в полосатой пижаме с криком «Выступает народная артистка Миляуша Таминдарова» вылезала из-за оконной занавески с песней «Черный кот». Для нее, графини «Пиковой дамы», это было испытание.

— Что поделать! Исполнителю приходится пройти немалую дорогу от шлягеров к вершинам классики. А порою с успехом остаться на начальной точке. Ваша дорога к классическому вокалу лежала через что?

— Через выдающихся учителей. Они жестко, порою безжалостно прививали хороший вкус.

— Что для вас хороший вкус? Внутренний строй человека, его интеллекта, нравственности, эстетики?

— Чувство стиля всеобъемлюще и тотально актуально. Сформулировать это понятие сложно. По силикону на лице понятно, что у человека не все в порядке с самооценкой. По кольцу на руке можно понять, что человек прочитал из великого в литературе. Система знаков в общении людей всегда была. Человек, способный заплакать от музыки, мне уже родственник.

— Стилю учат?

— Учат. Только не гламурные журналы и не книги об этикете. Это — библиотека твоей семьи, старые пластинки, воскресные мамины обеды, «Ригодон», сыгранный для папиных гостей. Это Джаудат Файзи, Назиб Жиганов на пикнике у бабушки с дедушкой, Исмай Шамсутдинов, готовивший меня к поступлению в музучилище.

— Вот мы уже у музыки на краю. Ваша музыка — это хор. Любому исполнителю, особенно молодому, хочется быть лидером, солистом. Вы сразу пришли к хору? Ведь хор — это коллектив, команда, где важно быть частицей общего, но незаменимой. Это же прообраз человеческого общества. Но это понимаешь с годами. Молодой на взлете ощущает себя великим. И — одиночкой!

— Мне в юности хотелось быть первой среди равных. Очарование профессии у каждого происходит в знаковый момент. Отчетливо помню, как на первой хоровой репетиции в музыкальном училище вдруг бархатные басы, ангелоподобные тенора ввергли меня в экстаз. По всем чреслам пробежали всевозможные мурашки, и захотелось плакать.

— Что, тогда расхотелось петь соло?

— Хотелось, но с бархатными басами.

— Это уже коллектив. Вы человек коллективный?

— Абсолютно! Даже плавать хочется с кем-то под руку, делить эмоции. Есть не могу одна, неинтересно! Слаще всего — ансамбль. А лучше всего вокальный! Голоса вьются вокруг друг друга, обогащают, украшают. А самое главное — слышат друг друга!

— Но так ведь и в остальной жизни! Во всем! Человек — общественное существо. Не чувствовать, не принимать другого — не быть в человеческом обществе!

— Родина полифонии — средневековая Европа. И не странно, что именно там зародилось такое понятие, как толерантность, способность услышать и принять другого.

— Из музыки вырастало чувство социального коллектива? Ансамбль?

— И наоборот! Хор становился выразителем общественного настроя.

— Да! То «Марсельезу» хором, то «Аве Марию».

-То Шнитке с Губайдуллиной, то «Девятую» Бетховена!

— Вы пришли в хор! Вы им руководите. Куда ведете? Это же социум не только исполнителей, но и слушателей. Наш слушатель очень сложный… В названии «Государственный хор Республики Татарстан " какое слово для вас важнее?

— Татарстан! Это не только место, где родился, не только песни, на которых вырос. Это еще и гражданская миссия выразить посредством хора уникальность своей культуры. Как сладостно в татарской народной песне «Эллюки» услышать параллель шотландского духовного гимна «Эмейзинг грейс», насладиться их родством.

— С удовольствием слушала! Это ваша позиция или для разнообразия — случайная музыкальная находка?

— Это мое кредо. Самое интересное для меня в музыке — познание ее разности: стиля, средств музыкального выражения, интонации. Поэтому финская полька с ее кованым деревянным каблуком, грузинский гортанный надрыв, скупость и сила казачьей песни, свобода выражения в негритянских духовных песнопениях, истовость православного распева и, наконец, так любимая мною безыскусная чистота, изящество татарской народной песни — мне одинаково интересны и дороги.

— Вашим слушателям так же! На ваших концертах зал неистово аплодирует каждому номеру. А они — со всего света…

— У меня в хоре и артисты со всего света! Бахтияр Омаров — казах, Денис Ханбаба — иранец, Наташ Телах — украинка, Рита Шидловская — полька. Ну и татары и русские среди них!

— Как же вы татарские песни поете?

— А мы на всех языках поем — от старорусского, древнеарамейского до итальянского и английского. И по-фински, по-грузински, если надо, поем.

— В какой-то большой проект эта полифония народов мира вырастает?

— Это неизбежно! Мы осуществляем очень большой хоровой проект «Священные песни Казани». В нем наш город представлен как некий Новый Иерусалим, где конфессии не только мирно сосуществуют, принимают друг друга, но и звучат в одном духовном ладу, заполняя этот необычайно пестрый, но такой всеми нами любимый котел, нашу Казань.

— Что вы исполняете в этом проекте?

— Духовную музыку иудейскую, католическую, православную и, что беспрецедентно, — хоровую исламскую музыку.

— Насколько я знаю, ислам не приветствует живопись и песни…

— Это верно. Но выдающаяся композиторская школа Татарстана смогла выразить духовно-философскую мысль мусульман в хоровых сочинениях. Именно поэтому мы исполняем духовный цикл «Мунажаты» Шамиля Шарифуллина, духовные сочинения Рашида Калимуллина, Масхуды Шамсутдиновой.

— Как эту сложную музыку должен воспринять сегодняшний рядовой зритель, к сожалению, зомбированный клипами?

— Я думаю, вы недооцениваете нашу изысканную казанскую публику, для которой нет непоколебимых авторитетов. Ее можно взять только искренностью и достоверностью. Поэтому почувствовать ее ответное тепло — высшее наслаждение артистам.

— Вы в ответ на ваши открытые души и сердца получаете сполна это тепло на каждом концерте. Говорю это как ваш постоянный благодарный слушатель и почитатель. Хор — это сила!

Марина ПОДОЛЬСКАЯ
Фото Андрей ТИТОВ

Марина ПОДОЛЬСКАЯ
ВЫПУСК № 4 (012) 2010 Г.

Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.

© 2008–2018 Государственный камерный хор Республики Татарстан. Все права защищены. v.27
Authorization